Пути решения проблемы государственного долга

В данной работе рассмотрены проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, теоретические аспекты и практическое проявление их в экономике в настоящее время. Актуальность темы состоит в том, что государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование бюджета государства происходит посредством экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта.

Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей. Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов, анализ особенностей бюджетной системы в РФ, выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга, а также исследование путей решения данной проблемы. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Бюджетный дефицит - это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы [6, с.

В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетными дефицитами, однако качество дефицита может быть различным. Так, дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств войн, крупных стихийных бедствий и т.

Наконец, дефицит может отражать кризисное явление в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Бюджетный дефицит отражает определенное состояние процесса воспроизводства и по причинам своего возникновения бывает:.

Подобная экономическая политика получила название политики "дефицитного финансирования экономики" и была разработана Дж. Причинами такого явления могут быть кризисные явления в экономике, неэффективность финансовой системы страны, разрушение старых, отлаженных хозяйственных связей. Все это наблюдалось в российской экономике в х годах. Кроме того, пассивный дефицит может возникать из-за чрезвычайных обстоятельств - крупных стихийных бедствий, войн, которые вызывают значительный рост непредвиденных расходов.

Этот вид дефицита характеризует состояние бюджета, связанный с экономическим положением страны, без относительно к последствиям долговых обязательств, вызванных заимствованиями прежних лет;.

К квазибюджетным относятся расходы, связанные с предоставлением налоговых льгот и льготных кредитов центрального банка;. По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики страны в экономической науке существует несколько концепций. Всё это, в свою очередь, приведет к росту налоговых поступлений. Макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться;.

Многие экономисты, анализируя влияние бюджетного дефицита на экономику, высказывают следующие опасения по его поводу:. Государственный долг - сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки за этот период [6, с. Внутренний долг - обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов ;.

Внешний долг - обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заем на основе правительственных соглашений. Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и не погашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государствам, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. В России согласно существующим уровням государственной власти различают государственный долг Российской Федерации и долг субъектов РФ. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг.

Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств. При этом долговые обязательства СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией. Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы.

Положительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти различного уровня.

Это вытекает из того, что формирование дополнительных финансовых ресурсов в рамках правительственных структур с помощью государственных заимствований не влечет увеличения совокупного спроса, а только меняет его структуру. Покупка физическими и юридическими лицами государственных ценных бумаг означает перенос спроса от этих субъектов к исполнительным органам государственной власти.

Правительственные структуры посредством предоставления государственных кредитов перспективным предприятиям и гарантий по займам и кредитам, привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны.

Негативные аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы проявляются прежде всего в том, что при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности в национальном хозяйстве.

Это происходит потому, что привлекая заемные средства, государство снимает с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. Степень негативного влияния государственного долга усиливается при чрезмерно высокой доходности государственных бумаг. В этих условиях инвесторы отдают безусловные предпочтения вложению средств в государственные долговые обязательства по сравнению с проведением реальных инвестиций.

Кроме того, высокая доходность государственных бумаг ведет к росту ставки банковского процента за кредитные ресурсы, что делает банковскую ссуду неэффективной для предпринимателя. Чрезмерное увлечение государства заменными операциями способствует значительному отвлечению бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития. Высокий уровень заимствований, если он к тому же сочетается с высокой доходностью государственных бумаг, ведет к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга.

Это рассматривается как негативный момент в развитии государственных финансов. Увлечение внешними заимствованиями ведет к тому, что государство не только попадает в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но и теряет политическую независимость.

Наконец, мобилизуемые с помощью государственных заимствований средства являются взятыми наперед налогами. Рано или поздно долги надо погашать и платить по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается на будущее поколение. Если речь не идет о строительстве долгосрочных объектов социального характера или производственных предприятий за счет заимствованных средств, то решение текущих проблем за счет займов и кредитов ложиться на плечи будущих граждан страны. Перспективные вопросы развития государственного долга в РФ находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных исполнительных органов власти субъекта РФ.

Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов. Федеральное Собрание РФ и законодательный орган субъектов РФ их принимают, а Президент РФ и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают. Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам-участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов юридическим лицам и субъектам РФ; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

По представлению Правительства РФ Государственная Дума утверждает программу государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.

Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают и утверждают социально-экономические программы, которые напрямую могут затрагивать различные аспекты развития государственного долга. Программа нацелена на ограничение негативного влияния бремени обслуживания государственного долга на экономический рост и регулирующие возможности государства на финансовом рынке.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальный орган - Министерство финансов РФ Минфин России , а также ЦБ РФ и Внешэкономбанк. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу государственных бюджетных кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. При этом они исходят из норм, заложенных в федеральном законодательстве. В России обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет ЦБ РФ, а внешнего долга - Внешэкономбанк. Эти банки проводят свою работу на основе специальных соглашений с Минфином России.

Обслуживание государственного долга субъекта РФ осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производится за счет бюджетных средств [6, с ]. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей к экспорту товаров и услуг.

Другими показателями такой характеристики являются: Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны-реципиента и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Негативные последствия крупных и хронических дефицитов и наличия государственного долга связываются с нарушениями макроэкономической стабильности. В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. Если в г. В настоящее время проблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять лет назад.

В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась.

Это происходило вследствие осуществления в - гг. К началу г. Государственный внешний долг России на 1 февраля г. Большая его часть - 34,91 млрд. США - приходится на задолженность по внешним облигационным займам.

Увеличение величины внешнего долга в плановом периоде обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг еврооблигационных займов , а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте. ПоказателиНа 1 января г. На 1 января г. Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода ГСО-ППС , с фиксированной процентной ставкой купонного дохода ГСО-ФПС ;.

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом ОФЗ-ПД , с амортизацией долга ОФЗ-АД. На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Основное увеличение внутреннего долга произошло в период гг.

Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России в том числе возникших до распада СССР принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом г.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в российской валюте, за январь-ноябрь г. Об этом говорится в материалах Министерства финансов Минфин РФ. В ноябре г. Любое государство в современном мире сталкивалось с дефицитом государственного бюджета. Например, в годы экономического кризиса конца ХХ в.

Бюджет Российской Федерации был дефицитен. В начале ХХI в. Появление дополнительных денег позволило Правительству Российской Федерации начать реализацию ряда национальных проектов, например, таких как "Доступное жилье". Стоило в году цене нефти на мировых рынках пойти резко вниз, как профицит российского бюджета опять растаял, и в декабре г.

Кудрин заявил, что в г. Преобладание расходов над доходами планируется компенсировать из средств резервного фонда, объем которого, по данным на 1 декабря года, составил 3,66 трлн руб. Из Федерального закона Российской Федерации от 3 декабря г. N ФЗ "О федеральном бюджете на год и на плановый период и годов", принятого Государственной Думой 23 ноября года, одобренного Советом Федерации 28 ноября года:. Основные характеристики федерального бюджета на год и на плановый период и годов.

Утвердить основные характеристики федерального бюджета на год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 ,0 млрд. США, или 53,0 млрд. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на г. США, или 60,6 млрд. США, или 67,0 млрд.

Исходя из вышесказанного, сделаны выводы, что государственный внешний долг за последние 2 года вырос. На 1 февраля г. Объем внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составил на г. Внутренний госдолг значительно вырос на г. Анализируя бюджетный дефицит и государственный долг, нельзя не отметить, что данные показатели далеко не критичны исходя из мировой практики. Любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

При выработке стратегий с бюджетным дефицитом целесообразно руководствоваться следующими принципами. Бюджетный дефицит - зло, но ещё большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, так в этом случае вместо "лечения" экономики её болезнь переходит в скрытую формулу, бороться с которыми гораздо труднее.

Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществление таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению.

Для определения бюджетного дефицита необходимо оздоровление самой экономики, так как обеспечение динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться такие способы, как государственные займы; ужесточение налогообложения; эмиссия денег. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.

Этот путь преодоления бюджетного дефицита внешне самый простой, а на самом деле самый болезненный. Именно поэтому России никак не удается пойти по нему, хотя возможности здесь огромные, поскольку отечественная экономика обслуживается государственным бюджетом в невероятно высокой степени.

Например, если урезать различного рода социальные расходы и трансферты, государственные школы и больницы перестанут получать деньги на ремонт своих помещений и покупку учебных пособий, библиотеки, музеи лишаться возможности расширять свои фонды и ремонтировать залы, а многодетные семьи не смогут купить малышам новую одежду. А если сокращать расходы на армию, это приведет к досрочному увольнению в запас кадровых офицеров и закрытию военных заводов.

Урезание социальных программ и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность, поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь, если не удается реализовать другие способы преодоления дефицита бюджета. Изыскание источников дополнительных доходов бюджета.

Конечно, лучший способ покрытия дефицита бюджета - привлечение дополнительных доходов, однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно попытаться повысить налоги или пошлины, но это путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила, что чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а сокращению налоговых доходов государства.

Выпуск эмиссия необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ "затыкания дыр" в бюджете - выпуск эмиссия государством денег сверх реальных потребностей экономики. Конечно, государству, монополизировавшему право на эмиссию денег, нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим служащим, офицерам, учителям, врачам.

Но общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. Эти деньги избыточны, их слишком много, они легкодоступны - ведь государство пускает их в обращение не в ответ на потребности реальных сделок купли-продажи товаров, а просто путем выплаты зарплаты своим служащим.

Естественно, экономика страны на появление таких избыточных денег реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков если государство попытается установить ограничения на рост цен.

Избыточная эмиссия денег всегда ведет к инфляции, и из-за этого выигрыш бюджета оказывается недолговечным.

Весь мировой экономический опыт свидетельствует: В итоге дефицит не только не сокращается, но даже возрастет. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их временно занять одолжить , чтобы превратить бюджетное неравенство снова в тождество. Государство может взять деньги взаймы прежде всего у собственного, то есть государственного банка.

Но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограниченны. Кроме того, изымая деньги из центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных банков. И поэтому выгоднее взять взаймы деньги у граждан и хозяйственных организаций страны. Формы такого одалживания могут быть самыми разными, но чаще это делается путем продажи государственных ценных бумаг обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс проценты за использование этих денег.

Нетрудно понять, что одалживание денег для решения проблемы недостатка денег сегодня немедленно рождает иную проблему - необходимость добыть деньги для расплаты по долгам завтра. Речь идет о том, что заимствование денег рождает государственный долг. Управление государственным долгом должно быть системным и требует формирования специальной стратегической программы. Стратегия управления государственным долгом должна быть нацелена на смягчение пиков платежей, улучшение структуры долга, снижение затрат на его обслуживание, приведение в соответствие величины долга с возможностями страны по его обслуживанию и погашению.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов и выпуску новых. Система управления государственным долгом представляет собой совокупность правил и процедур по привлечению, использованию, обслуживанию и погашению возврат государственных внутренних и внешних заимствований также по регулированию размера, стоимости и структур обязательств государства, мониторинг заимствований и задолженности субъектов, муниципальных образований и не государственного сектора экономики.

В управлении государственным долгом используются такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соглашению, отсрочка по погашению и аннулирование займов. Конверсия - изменение доходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения доходности государственных ценных бумаг.

Консолидация займов - изменение их сроков, обычно в сторону увеличений. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Обмен облигаций по регрессивному соглашению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Эта мера эффективна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах. Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам.

При отсрочке погашения займов не только отдвигаются сроки, но и прекращаются выплаты доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцы облигаций продолжается выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга - крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; это обычно происходит в результате прихода к власти новых политических сил. Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые приемы покрытия обязательств перед странами кредиторами.

Среди них погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигаций компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и др. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсии внешнего долга.

В данном случае под конверсией понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника. Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической политики государства. Основой для определения бюджетной политики и политики в области управления государственным долгом являются краткосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития государства.

Управление государственным долгом и рисками, связанными с изменением стоимости этих обязательств, оказывает непосредственное влияние состояние бюджета и экономики государства. Учитывая изложенное, наличие устойчивой и всеобъемлющей системы управления государственным долгом, направленной на предотвращение возможных долговых и финансовых кризисов, является важным условием для экономического развития государства, обеспечения четкого исполнения федерального бюджета.

Долгие годы Россия сталкивалась с проблемой бюджетного дефицита. Однако, после кризиса ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему эта проблема постепенно исчезла. Ростом своих экономических показателей Россия обязана благоприятной для нее конъюнктуре на мировом рынке нефти, а такие показатели, как "бегство капитала" перевод капитала из развивающихся стран в развитые страны с целью избежать его экспроприации и уровень инвестиций остаются крайне низкими.

Кризис способствовал переходу правительства к более ответственной финансово-бюджетной политике. Федеральный Бюджет на г. Резко улучшился также торговый баланс, положительное сальдо которого составляет порядка 2,5 млрд.

Тема: Государственный долг: понятие, структура, проблемы и пути их решения

Реструктуризация государственного долга способствовала сокращению расходов по его обслуживанию, что позитивно повлияло на исполнение федерального бюджета. Затем отмечался более высокий уровень доходов бюджета по сравнению с прошлым годом, систематически сокращалась задолженность по выплатам населению за счет бюджетных средств, применялись методы целевого финансирования расходов бюджета.

Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных в первую очередь оживлением промышленного производства в связи с расширением экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в текущем году, были перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики.

Превышение фактической величины доходов федерального бюджета над плановой величиной обусловлено поступлением дополнительных сумм налогов, не предусмотренных в бюджетных проектировках, и прежде всего налога на добавленную стоимость. Неналоговые доходы получены в основном за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности. Их последующее увеличение объясняется в основном повышением экспортных пошлин на нефть, вызванным ростом цен. Таким образом, в работе рассмотрены теоретические моменты теории бюджетного дефицита и государственного долга и отражены основные черты этих проблем применительно к российским условиям, выявлены основные проблемы, связанные с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга, исследованы пути решения данной проблемы и сделаны следующие выводы:.

Государственный бюджет является неотъемлемой частью каждого государства, как с рыночной экономикой, так и с административной. Бюджетный дефицит - это болезнь практически каждого развитого государства. Причем важен не сам дефицит в принципе, а его увеличение, что говорит о невозможности государства генерировать положительный для себя денежный поток.

Увеличение же дефицита приводит к проблемам и отражается на макроэкономической стабильности, что в конце концов может привести к увеличению инфляции, повышении налоговой нагрузки на резидентов страны, что может привести к замедлению экономического роста и падению деловой активности. Следствием бюджетного дефицита для государства становится государственный долг. Пути для уменьшения государственного долга есть, однако они могут быть не всегда популярны среди населения, так как обычно государство сокращает расходы или увеличивает доходы.

Однако, несмотря на все особенности экономики РФ, бюджетный дефицит приводит к росту инфляции, как и в любой рыночной экономике. Дело в том, что имея социальную направленность, большая часть идет на социальные расходы, что стимулирует потребление.

Поэтому инфляционное давление на экономику растет. Федеральный закон РФ от 3 декабря г. Теория, российская и мировая практика. ЧеРо, , с. Экономическая теория для бакалавров - 3-е изд. Учебник - 2-е изд.

Министерство финансов [Электронный ресурс]. Главная Цены Заказать Статьи О проекте. Home Курсовая работа теория Финансы, деньги, кредит Проблемы государственного долга и бюджетного дефицита. Проблемы государственного долга и бюджетного дефицита. Заказ работы Нужна авторская работа? Все для успешной учебы.